Группа "Солнышко"

"Особенности развития детей 3-4 лет"

Что же характерно для ребёнка четвёртого года жизни? Прежде всего, физическое развитие, бурный физический рост.

У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда мы сетуем на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

Ребёнок не желает подчиняться требованиям взрослых, перестраиваются отношения между ним и взрослым. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Осознание ребёнком себя происходит обычно к концу третьего года жизни, когда он практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

Ребёнок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трёх лет, когда ребёнку свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства.

Давайте разберёмся в понятиях.

Негативизм – это желание ребёнка делать наоборот, не подчиниться ни в коем случае воле взрослого. При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребёнок не демонстрирует свою независимость.

Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. То же можно сказать и о негативизме. Только негативисту всё равно, что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно то, на чём он настаивает. Это закономерные явления, нормальные в известных пределах. Но бывает кризис заходит слишком далеко – и мы наблюдаем, что ребёнок проявляет строптивость, то есть бунтует против норм воспитания.

Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность в приучении ребёнка к порядку без учёта его реальных умений.

Если не учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, проявлять к нему излишнюю требовательность, это может стать причиной проявления детского упрямства.

Бесполезно требовать от ребёнка 3-4 лет, чтобы он всегда был честным, не трогал землю, не становился на колени в новой одежде, не брал в руки бездомного котёнка. У детей нет врождённого стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребёнка к опрятности.

Капризы. Если упрямый ребёнок проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требование взрослых, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своём, и если взрослый отстанет, ребёнок будет только рад. Капризный ребёнок стремится добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе, ему нравится быть в центре внимания.

Любимое выражение упрямого ребёнка: «я хочу!», капризного: «я не хочу!». Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии «готовности к капризу».

Необходимо подчеркнуть, что не надо идти на поводу у ребёнка.

Иногда детям говорят, что они ещё «успеют наработаться», и взрослые полностью их обслуживают. Не надо делать за ребёнка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь в виду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Ребёнку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.

Следует помогать детям в овладении необходимыми навыками, больше с ними общаться. Необходимо показывать, как раскладывать ложки, убирать игрушки и т. д.

Дети очень эмоциональны, чутки к поведению и настроению взрослых. Ребёнок начинает реагировать не только на то, что говорит взрослый, но и на то, как он это говорит.

Маленькие дети импульсивны, то есть чувства у них преобладают над разумом, они часто совершают поступки под влиянием сиюминутных чувств и желаний, поэтому так часто нарушают правила поведения.

Дети искренни и непосредственны, им трудно хранить секреты. Они могут сказать лишнее посторонним людям, поэтому взрослым не рекомендуется говорить в присутствии детей о том, что они хотели бы скрыть от окружающих.

9 февраля 2017 в 22:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.